Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ "Колосок"

ПРОЕКТ на тему: «Мини-музей – как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ»

 Проект: «Мини-музей – как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ»

Автор проекта:  Карцева  Е.В. 

Вид проекта: творческий

Количество  детей:  14  детей  старшей  логопедической  группы  компенсирующей  направленности.

Участники проекта: дети, родители, педагогический коллектив.

Тип проекта: информационно-творческий.

По количеству участников: коллективный.

По продолжительности: долгосрочный.

Актуальность:


Музей - какое слово емкое!

От пирамид до черепков.

Хранят музеи для потомков

Свидетельства иных эпох.

Давайте же гореть не тлея,

Чтоб даже через сотни лет

В музеях сберегли потомки

Эпохи нашей яркий след.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

Мини - музеи в детском саду являются неотъемлемой частью развивающей среды ДОУ и одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Помогают решить проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

Важная особенность мини-музеев в  развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется уникальная возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности.

Сформированные умения и навыки помогут воспитанникам совместно со взрослыми создать мини-музеи в групповых помещениях ДОУ. Проект привлекает внимание детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, а родители становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.

Цель проекта: Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих и нравственных качеств личности, приобщению к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.

Задачи проекта:

С педагогами:

1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;

2) разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея;

3) стимулировать самообразование.

С детьми:

1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,

2) формировать у дошкольников представлений о музее.

3) расширять кругозор дошкольников.

4) развивать связную речь.

5) развивать познавательные способности и познавательную деятельность, формировать познавательную активность.

6) формировать проектно-исследовательские умения и навыки.

7) формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

С родителями:

Родительское собрание на тему «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музея в ДОУ»; Консультация: «Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики»; Беседа: «Музейная педагогика в ДОУ»

С целью:

1) заинтересовать родителей в создании мини-музея,

2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Предполагаемый  результаты:

С детьми:

1. Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности;

2. Появление интереса к музейной культуре;

3. Развитие личностных качеств дошкольников;

4. Повышение качества воспитания и образования дошкольников.

С родителями:

1. Повышение музейной культуры у родителей;

2. Повышение статуса семейного воспитания.

3. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с ребенком познавательной деятельности.

3.Совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы, макеты, фотоколлажи…).

Этапы реализации  проекта:

I этап – подготовительный

Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

· родительские собрания;

· консультации

· индивидуальная работа.

Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

Тематика мини-музеев:

«Город мастеров», цель:  развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.

 «Игрушки наших бабушек», цели:  формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки.

 «Животные России», цель: создать в группе условия по организации мини-музея для расширения представлений о животных России.

 «Военная техника», цель: познакомить детей с разнообразием военной техники.

 «Средства борьбы с огнем» цель: познакомить детей с первичными и вторичными средствами тушения пожара.

«Космос», цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми, развитие познавательной активности детей.

Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики

II – основной этап 

 Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; наличие детской мебели для проведения игр, занятий; соблюдение правил безопасности, гигиенических норм. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

III этап – заключительный

Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей.

Предполагаемый результат:

Создание мини-музея позволит:

- сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей;

- приобщит детей дошкольного возраста к миру общечеловеческих ценностей,

- расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие;

- позволит пополнять мини – музей новыми экспозициями;

- помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, стихов , пословиц и поговорок.

- обогатит предметно – развивающую среду в группе

 

Список литературы:

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11.

3. Золотова, Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания [Текст] / Н. Золотова. – 2009. -№4

4. Шевкунова, Е. Музей и дети : педагогический аспект региональной программы.Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Шевкунова - 2009. – N4

5. Рыжова, Н. Мини-музей в детском саду. [Текст] / Н. Рыжова. - М: Линка-Пресс, 2008.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени.Дошкольное воспитание[Текст] / Т. Чумалова. – М., 2008. - N 3.

7. Интернет-ресурсы.

12 сентября 2017 в 21:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.