Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ "Колосок"
ПРОЕКТ на тему: «Мини-музей – как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ»Проект: «Мини-музей – как неотъемлемая часть развивающей среды ДОУ» Автор проекта: Карцева Е.В. Вид проекта: творческий Количество детей: 14 детей старшей логопедической группы компенсирующей направленности. Участники проекта: дети, родители, педагогический коллектив. Тип проекта: информационно-творческий. По количеству участников: коллективный. По продолжительности: долгосрочный. Актуальность:
От пирамид до черепков. Хранят музеи для потомков Свидетельства иных эпох. Давайте же гореть не тлея, Чтоб даже через сотни лет В музеях сберегли потомки Эпохи нашей яркий след. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Мини - музеи в детском саду являются неотъемлемой частью развивающей среды ДОУ и одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Помогают решить проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей. Важная особенность мини-музеев в развивающей среде – участие в их создании детей и родителей. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется уникальная возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Сформированные умения и навыки помогут воспитанникам совместно со взрослыми создать мини-музеи в групповых помещениях ДОУ. Проект привлекает внимание детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, а родители становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса. Цель проекта: Создание условий для раскрытия и формирования в ребенке общечеловеческих и нравственных качеств личности, приобщению к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему. Задачи проекта: С педагогами: 1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея; 2) разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея; 3) стимулировать самообразование. С детьми: 1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность, 2) формировать у дошкольников представлений о музее. 3) расширять кругозор дошкольников. 4) развивать связную речь. 5) развивать познавательные способности и познавательную деятельность, формировать познавательную активность. 6) формировать проектно-исследовательские умения и навыки. 7) формировать умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания. С родителями: Родительское собрание на тему «Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников. Организация мини-музея в ДОУ»; Консультация: «Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики»; Беседа: «Музейная педагогика в ДОУ»С целью: 1) заинтересовать родителей в создании мини-музея, 2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности. Предполагаемый результаты: С детьми: 1. Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности; 2. Появление интереса к музейной культуре; 3. Развитие личностных качеств дошкольников; 4. Повышение качества воспитания и образования дошкольников. С родителями: 1. Повышение музейной культуры у родителей; 2. Повышение статуса семейного воспитания. 3. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея в группе, в совместной с ребенком познавательной деятельности. 3.Совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы, макеты, фотоколлажи…). Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:· родительские собрания; · консультации · индивидуальная работа. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.Тематика мини-музеев: «Город мастеров», цель: развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству. «Игрушки наших бабушек», цели: формирование познавательных интересов дошкольников путем использования различных видов наглядности, а именно игрушки. «Животные России», цель: создать в группе условия по организации мини-музея для расширения представлений о животных России. «Военная техника», цель: познакомить детей с разнообразием военной техники. «Средства борьбы с огнем» цель: познакомить детей с первичными и вторичными средствами тушения пожара. «Космос», цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми, развитие познавательной активности детей. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики II – основной этап Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий: оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм; наличие детской мебели для проведения игр, занятий; соблюдение правил безопасности, гигиенических норм. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.III этап – заключительный Открытие мини-музея с приглашением детей и их родителей. Предполагаемый результат: Создание мини-музея позволит: - сделать слово «Музей» привычным и привлекательным для детей; - приобщит детей дошкольного возраста к миру общечеловеческих ценностей, - расширит познавательный интерес и эмоциональное восприятие; - позволит пополнять мини – музей новыми экспозициями; - помощь в усвоении детей элементов культуры, расширение словарного запаса путём подбора картотеки к экспозициям: загадок, стихов , пословиц и поговорок. - обогатит предметно – развивающую среду в группе
Список литературы: 1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. 2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. 3. Золотова, Н. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания [Текст] / Н. Золотова. – 2009. -№4 4. Шевкунова, Е. Музей и дети : педагогический аспект региональной программы.Дошкольное воспитание [Текст] / Е. Шевкунова - 2009. – N4 5. Рыжова, Н. Мини-музей в детском саду. [Текст] / Н. Рыжова. - М: Линка-Пресс, 2008. 6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени.Дошкольное воспитание[Текст] / Т. Чумалова. – М., 2008. - N 3. 7. Интернет-ресурсы. 12 сентября 2017 в 21:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.