Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ "Колосок"

Актуальные проблемы речевого развития

 «Дидактические  игры  в  речевом  развитии  дошкольников»

   В психическом развитии ребенка речь имеет  исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.

   Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.

  Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерным является активное освоение речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога, параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте большое значение имеют дидактические игры на развитие фонематического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие мелкой моторики, что очень важно для подготовки пальцев руки к письму. 

  Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит игра.

   Игра — основной вид деятельности ребенка. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

   А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

   Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки.

  Игра дошкольников:

• побуждает детей к общению друг с другом;

• способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

• способствует совершенствованию разговорной речи;

• способствует обогащению словаря;

• оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

   Дидактическая игра, развивают речь детей, пополняют и активизируют их словарь, развивают правильную речь и учат правильно выражать свои мысли.

Использование игр способствует решению следующих задач:

-совершенствовать разговорную речь,

-обогащать словарь,

-побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий,

-способствует закреплению навыков пользования инициативной речью.

-учит формировать вопросы и отвечать на них строя предложение.

   Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

   Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр:

· игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.);

· настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото);

· словесные игры (без наглядного материала).

    Для развития дидактической игры используются следующие средства и формы.  

а) индивидуальная и групповая работа в игровой форме.

б) коллективные игры (дидактические, хороводные, подвижные, сюжетно- ролевые, словесные, пальчиковые)  

в) беседы, наблюдения, экскурсии.

г) занятия по обучению родному языку.  

д) чтение художественной литературы, прослушивание грамзаписи, драматизация.  

е) заучивание стихов, скороговорок, отгадывание и придумывание загадок.  

     Так же необходима предметно - развивающая среда.  

а) подбор художественной литературы.

б) подбор тематических игр и картинок.

в) подбор дидактических полиграфических игр.

г) атрибуты к играм.    

   В своей работе с детьми особое внимание уделяется словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.

   Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

   Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Для этого разрабатываются консультации, памятки для родителей, проводятся тематические родительские собрания. 

  Работа с родителями:

а) консультация на родительском собрании «Организация работы по развитию речи»; консультация в папку-передвижку «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?»;  

б) статья в родительском уголке «Готовность к школе и развитие речи. Обучение грамоте»  

в) индивидуальная консультация для родителей «Рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.  

     Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста в игровой форме.

14 сентября 2016 в 21:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.