Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель МДОУ "Колосок"
Актуальные проблемы речевого развития«Дидактические игры в речевом развитии дошкольников» В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс - это формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерным является активное освоение речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога, параллельно с развитием связной речи происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова. В этом возрасте большое значение имеют дидактические игры на развитие фонематического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие мелкой моторики, что очень важно для подготовки пальцев руки к письму.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. Занимательность умственного труда достигается разными методами, среди которых на особом месте стоит игра. Игра — основной вид деятельности ребенка. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Использование в логопедической работе с детьми игровых технологий способствует предупреждению или вытеснению или фиксированию ребенка на своем дефекте. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников: • побуждает детей к общению друг с другом; • способствует закреплению навыков пользования инициативной речью; • способствует совершенствованию разговорной речи; • способствует обогащению словаря; • оказывает влияние на формирование грамматического строя языка. Дидактическая игра, развивают речь детей, пополняют и активизируют их словарь, развивают правильную речь и учат правильно выражать свои мысли. Использование игр способствует решению следующих задач: -совершенствовать разговорную речь, -обогащать словарь, -побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий, -способствует закреплению навыков пользования инициативной речью. -учит формировать вопросы и отвечать на них строя предложение. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Для речевого развития детей используются следующие виды дидактических игр: · игры с предметами (игрушки, реальные предметы, природный материал, предметы декоративно-прикладного искусства и т. д.); · настольно-печатные (парные картинки, домино, кубики, лото); · словесные игры (без наглядного материала). Для развития дидактической игры используются следующие средства и формы. а) индивидуальная и групповая работа в игровой форме. б) коллективные игры (дидактические, хороводные, подвижные, сюжетно- ролевые, словесные, пальчиковые) в) беседы, наблюдения, экскурсии. г) занятия по обучению родному языку. д) чтение художественной литературы, прослушивание грамзаписи, драматизация. е) заучивание стихов, скороговорок, отгадывание и придумывание загадок. Так же необходима предметно - развивающая среда. а) подбор художественной литературы. б) подбор тематических игр и картинок. в) подбор дидактических полиграфических игр. г) атрибуты к играм. В своей работе с детьми особое внимание уделяется словесным дидактическим играм. В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей. Между тем опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Для этого разрабатываются консультации, памятки для родителей, проводятся тематические родительские собрания. Работа с родителями: а) консультация на родительском собрании «Организация работы по развитию речи»; консультация в папку-передвижку «Давайте задумаемся: всегда ли правильно звучит наша речь?»; б) статья в родительском уголке «Готовность к школе и развитие речи. Обучение грамоте» в) индивидуальная консультация для родителей «Рекомендации по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста в игровой форме. 14 сентября 2016 в 21:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.